Заболевания

Теории возникновения фобий: почему возникает иррациональный страх

Теории возникновения фобий: почему возникает иррациональный страх

Причины формирования и методы лечения фобий занимали умы именитых исследователей разных психотерапевтических школ. На сегодня изучен и опубликован огромный спектр разноплановых гипотез касательно природы иррационального страха. Наибольшего распространения получили четыре версии:

  • психодинамическая;
  • бихевиористская;
  • бихевиористско-биологическая;
  • генетическая.

Информацию о представлениях и особенностях каждого учения читайте далее.

Теория 1. Психодинамическая теория личности

Основоположник психодинамической теории – Зигмунд Фрейд. Создатель концепции утверждает, что формирование личности человека происходит на протяжении первых шести лет жизни. Доминирующее значение в структуре личностного портрета отведено бессознательной сфере. По убеждению автора любой индивидуум – заложник собственного подсознательного внутреннего мира, который управляет всеми реакциями и поведением человека. Каждый субъект обладает уникальной системой защитных механизмов. Этот набор механизмов защиты формируется в ранние детские годы. Такая система механизмов является целостной структурой и неотъемлемой частью каждой личности. Одними из таких механизмов выступают:

  • вытеснение – перенос в подсознательную сферу психики любых мыслей и ощущений, которые создают дискомфорт и причиняют страдания особе;
  • замещение – перенаправление присутствующей агрессии от реально опасного объекта к менее угрожающему и более безопасному явлению, предмету, субъекту.

На основании этих доктрин психодинамическая теория связывает зарождение и развитие у человека фобий с вытеснением в подсознательную сферу истинной причины страха и последующим переносом панической боязни на индифферентный (безучастный) объект. Существующие защитные механизмы функционируют бессознательно, они не контролируются сознанием субъекта и не подлежат управлению усилиями воли. Именно благодаря им из сферы сознания скрыты действительные мотивы поведения человека.

Проиллюстрируем примером. Обследование пятилетнего пациента, проведенное З. Фрейдом, показало, что присутствующий панический страх лошадей является не чем иным, как скрытой в подсознание боязни быть кастрированным.

Несмотря на многочисленные ряды последователей Фрейда данная теория не признана официальной медициной.

Теория 2. Бихевиористская

Основоположником этой школы был американский психолог Джон Уотсон. Главную доктрину бихевиористской теории выражает формула, суть которой: предметом психологии выступает поведение человека, а не процессы, проходящие в его сознании. Основной постулат бихевиоризма: поведение субъекта выступает своеобразной системой реакций организма в ответ на предъявленные внешние раздражители и внутренние стимулы. Уотсон утверждал, что любые реакции человека – как порожденные интеллектом, так и возникшие в эмоциональной сфере – подлежат контролю и управлению. По мнению автора, развитие психики человека является не чем иным, как любой формой приобретения знаний и навыков. При этом навыки могут не только сознательно формироваться, но и возникать стихийно.

Согласно бихевиористской теории зарождение панического страха и его трансформация в фобию – результат процесса научения человека. Главным механизмом зарождения фобий выступает классическое обусловливание – процесс обретения устойчивых навыков индивидом, при котором ранее нейтральный раздражитель приобретает ассоциативную связь с другим стимулом из-за того, что второй раздражитель сопровождает первый. Формирование фобии происходит по механизмам выработки условных рефлексов, описанным в трудах Ивана Павлова.

Приведем пример. Во время прогулки по горной местности нога ребенка застревает между камнями. Поблизости нет людей, которые могли бы оказать помощь малышу. Пребывая в критической ситуации, ребенок слышит журчание воды в расположенном неподалеку ручье. В дальнейшем ребенка охватывает панический страх при шуме струящейся воды. Это происходит из-за того, что между реально существующим предметом испуга и звуками воды возник условный рефлекс. Далее происходит генерализация стимула – образование ранее усвоенной реакции при воздействии различных стимулов, сходных с оригинальным раздражителем, который вызвал реакцию страха. Боязнь шума льющейся воды распространяется на любые подобные звуки.

Другой причиной формирования фобии является моделирование или подражание. Например: если объект, которому ребенок подражает, панически боится темноты, то малыш «позаимствует» этот страх.

Также в формировании фобий играет свою роль и оперантное научение – специфическая модель образования условных рефлексов. Ее суть сводится к тому, что, избегая объекта страха, человек достигает состояния психического комфорта. Это закрепляет у него модель защитного поведения – реакции избегания.

Теория 3. Бихевиористско-биологическая

Установлено, что некоторые виды фобий распространены значительно больше, чем иные патологические страхи. Например, аномальные аффективные реакции страха чаще ориентированы на животных, пребывание на высоте или в темноте. Значительно реже встречаются фобии, объектом которых выступает мясо, растения, сооружения. Сторонники бихевиористско-биологической концепции объясняют эту закономерность так: человечество, как биологический вид, имеет врожденную предрасположенность к формированию определенных видов страхов.

По мнению сторонников учения склонность к реакциям страха в отношении определенных объектов передавалась генетическим путем от предка к потомку в процессе эволюционного развития человека. У тех из наших предков, у кого скорее были сформированы подобные реакции страха, присутствовало больше шансов на выживание и продолжение рода в сравнении с теми, у которых были еще не развит этот механизм предотвращения и защиты от опасности.

Теория 4. Генетическая теория

Основная суть генетической теории следующая: существует наследственная предрасположенность к тому или иному заболеванию. Такая склонность к определенным психическим расстройством и соматическим патологиям передается из поколения в поколение. В частности, во время исследований ученые из Университета Барселоны обнаружили гены, которые отвечают за формирование и проявление реакций тревоги и страха. В геноме человека выявлен ген статмин (онкопротеин 18), который представляет собой эволюционно консервативный белок. Продукты экспрессии статмина принимают участие в функционировании структур головного мозга, отвечающих за эмоциональную сферу, в частности: миндалевидного тела и его соединений.

Ученые также выявили наличие связи между определенным набором генов – локусами количественных признаков (QTL), для которых характерно полигенное наследование, с семью видами проявления реакций страха. Примером таких полигенных заболеваний является биполярное аффективное расстройство.

Подробнее о лечении фобий вы можете узнать на сайте classicalhypnosis.ru.

Добавить комментарий